суббота, 18 мая 2013 г.

Когда книги читать вредно


Считаю себя человеком мыслящим, к тому же мне интересно мнение только думающих людей, поэтому рассматривать категорию откровенно глупых или заведомо лживых книг мне не интересно, их вред очевиден. Поговорим об изначально хороших книгах, которые могут принести вред.

На мой взгляд в художественной литературе основное влияние на читателя производят книги в которых раскрывается внутренний мир героев. Это Достоевский «Преступление и наказание», Оноре Де Бальзак «Шагреневая кожа», из современников — Пауло Коэльо, Сергей Минаев*.

Изменение настроения.
У каждой книги есть свое настроение. Влияние которое она окажет зависит от исходного настроения читателя и какие эмоции он хочет получить от книги.
Так легкая печаль книг Коэльо может вывести вас из глубокой тоски, или же затмить лучезарное настроение.
Цинизм Минаева может прибавить бодрости, решительности и агрессивности, но искал ли этого читатель, или хотел просто отдохнуть.

Смещение философии.
Через героев произведения автор выражает свое мировоззрение. Авторы психологических романов довольно настойчиво предлагают свою точку зрения.
Восприятие же больше зависит от читателя, ищет ли он новые для себя мысли, готов ли корректировать мировозрение, осознает ли подмену.
Если читатель не ожидает от автора активного выражения взглядов и читает не вдумчиво, он может безсознательно перенять часть мыслей.
Если же читатель ищет новое для себя, и философия автора не противоречит стериотипам читателя лучшего  случая и не представить, это действительно книга для него.

Спор с автором.
В случае когда часть мыслей писателя не приемлема для читателя, приходится либо откладывать книгу, либо вступать в спор с автором. Для меня это всегда тяжело. Автор обдумывая книгу был не ограничен во времени (кроме срока контракта, если таковой имел место), мне нужно отстоять свою точку зрения во время прочтения, а в случае моего увлечения аудиокнигами еще и успеть за темпом чтеца. Нередко приходится ставить паузу, или ложить в книгу закладку и подумать. В большинстве случаев при споре с автором я существенно устаю и получаю меньше удовольствия.

Ритм жизни.
Еще я хочу обратить внимание на ритм жизни. Этот вопрос пересекается с настроением, но отличия все же есть и при хорошем, и при плохом настроении можно чувствовать способность свернуть горы, победить всех и вся, а можно расслабиться, пить чай и смотреть телевизор. Тут наибольшее значение имеет ритм жизни главного героя и стиль изложения .есть авторы которые активные действия героя могут описать спокойно не расшевелив читателя, другие напротив финансовые операции опишут пробудив готовность действовать.

Непережитые эмоции.
Последним я хочу упомянуть общую проблему для нескольких искусств литература, музыка, кино, компьютерные игры. Все они позволяют в той или иной степени пережить эмоции которых не хватает в жизни (для меня это в основном эмоция победы), конечно, можно возразить что это не проблема, а достоинство, ведь доставляет людям радость. Однако я сторонник консервативного взгляда — нужно жить в реальной жизни, и эмоции здесь, кстати, ярче. А эмоции с экранов или книг могут отвлечь и не позволить жить.

Как вывод для себя:
Сейчас я не хочу копаться в психологических романах, мне комфортно в моем мировозрении. Из художественной литературы выбрал приключенческую, в основном средневековье и постапокалипсис. (интересно будет если кто-нибудь разберет психологический момент моего выбора). Сильно заинтересовался научно-популярными книгами, другое дело, что для расширения кругозора толковых книг, не требующих степени бакалавра по рассмотренной в ней теме найти довольно проблематично.

*С эстетической точки зрения ценность его книг весьма спорная, однако и позитивное и негативное влияние они оказать могут. 99 франков — якобы прообраз еще не читал, и не факт что буду.

P.S.Все вышесказанное является публикацией моего мнения, которое возможно имеет отношение к истине.

Комментариев нет:

Отправить комментарий